Новости

МИХАИЛ МОРДАСОВ: "Настрой позитивный - будем работать!"

2022-01-14 20:00 Интервью Пекин 2022 Бобслей
Завтра в швейцарском Санкт-Морице стартует чемпионат Европы по бобслею и санному спорту, в котором примет участие в том числе новосибирский спортсмен - бывший легкоатлет-барьерист Михаил Мордасов. Перед стартом с ним поговорил корреспондент пресс-службы управления физической культуры и спорта мэрии города Новосибирска Евгений Величко.

Уже известны составы двойки и четверки, либо лишь незадолго до старта будут определены партнеры Ростислава Гайтюкевича?

Составы были известны заранее. Что касается двойки: в Винтерберге мне дали отдохнуть, чтобы привести себя в полноценные физические кондиции. Прошел сезон, это сказывается. По поводу четверки: у нас есть экипаж, который не меняется, либо меняется по ходу сезона минимально, если в этом возникает острая необходимость, если есть вопросы по стартовому разгону.

На последнем этапе Кубка мира к нам вопросов не было (спортсмены выиграли старт), поэтому будем надеяться, что этот экипаж останется вплоть до Олимпийских игр. За экипаж мы держимся, стараемся, чтобы ротаций было как можно меньше, потому что все это сказывается на итогах. Каждая перестановка в профессиональном спорте дается нелегко, поскольку есть множество нюансов, из которых складывается результат.

(*Таким образом, в соревнованиях двоек примут участие Ростислав Гайтюкевич и Михаил Мордасов, в состав четвёрки помимо Ростислава войдут Павел Травкин и Алексей Лаптев).

Трасса в Санкт-Морице — единственная в настоящий момент «натуральная» трасса , используемая в соревнованиях высокого уровня. Есть ли какие-то особенности при подготовке к состязаниям на ней?

Я бы сказал так: каждая трасса индивидуальна. Санкт-Мориц отличает высокая скорость. В четверках, я предполагаю, скорость будет больше 150 км/ч. Поэтому от пилота требуется суперконцентрация, экипаж должен чётко сработать на старте, должны быть слаженная посадка, минимум движений в бобе по ходу трассы, нужно зафиксироваться, потому что много прямых, надо сделать так, чтобы боб не сорвало в юз.
Есть нюансы в самом месте проведения соревнований: СМ находится на достаточно приличной высоте и чтобы не загнать свой организм в так называемую яму, нужно правильно подготовиться. В других местах, выражаясь профессиональным языком, вся работа переваривается чуть проще.
Я думаю, сейчас мы неплохо подготовились, «подвелись», сделали выводы, у нас уже есть опыт выступления на трассах в высокогорье. Чувствуем себя прекрасно, настрой позитивный, мы на эмоциональном подъеме, поэтому…Будем работать!

Если говорить про трассы, какая у нашей команды самая любимая, если можно так выразиться, и почему? (В одном из постов у Михаила проскользнуло: «Альтенберг, ты просто зверь. Сколько забрал, но в то же время дал бесценный опыт и закалил»).

Мне кажется, любимая трасса та, где у тебя лучше результат. В этом сезоне, как нам кажется, у нас результат стабильный на всех треках, мы приходим к тому, чтобы приезжать на любую трассу, и она была для нас любимой. Что касается Альтенберга - очень длинная эстакада, тяжелая, отнимающая много сил. При этом очень технически сложная. В любой момент тебя может ожидать подвох – она коварная. Ты чуть-чуть расслабишься, и на любом вираже может произойти неприятный сюрприз. Я видел, как для некоторых плачевно заканчивались соревнования. Дело случая, конечно, но в моём понимании это самая сложная трасса. Поэтому каждое соревнование в Альтенберге забирает очень много сил, и физических, и психических. Опять же трасса находится в Германии, поэтому с немцами там соревноваться в два раза сложнее. Опыт Альтенберг даёт колоссальный. Одна из самых сложных трасс, по крайней мере в Европе.

С немцами вообще можно как-то бороться? Такое впечатление, что их снаряды по техническим характеристикам мощнее тех, на которых ездит остальной мир. Это так?

Немцы всегда были сильны. На их экипажи работает очень большая команда. И тренеров-профессионалов, и, насколько мы осведомлены, у них есть целый завод по изготовлению и бобов, и инвентаря для зимних видов спорта. По конькам они шагнули вперед прилично. По поводу бобов - у них своя технология секретная - они не дают и не продают никому вообще ничего. Наши бобы, скажем так, в открытом доступе.
Как с ними соперничать? Нужно быть, по-хорошему, скажем так, психом, любить то, чем ты занимаешься, быть в отличных физических кондициях в первую очередь. Сейчас многое зависит от стартового разгона, поэтому этот показатель нужно выводить на такой же, как и у них, а затем улучшать, чтоб появились хоть какие-то шансы. И втехническом плане надо находить какие-то решения. Да, у них есть заводы и высокопрофессиональная команда, но и нам нужно искать.

Китайцы и в двойках, и в четверках в общем рейтинге за пределами двадцатки. Это те спортсмены, которые будут соревноваться на Олимпиаде, либо есть еще и другие, которые «в тайне и тишине» готовятся к Пекину?

Китай - относительно новичок в мире бобслея. Первые спуски они начали делать, кажется, в Сигулде в 2016-м году. В Олимпиаде примут участие те же экипажи, которые выступают в Кубке мира, они сейчас накатываются, получают опыт. По поводу техники, на которой они будут выступать, у нас информации нет. Может, у них закуплены новые бобы, и они их просто не показывают - обкатали у себя на новой олимпийской страссе трассе и поставили.

Главное преимущество сборной Китая на мой взгляд в том, что они будут выступать у себя дома. Они знают каждый миллиметр трассыю. Есть такое понятие, как нарезка трассы. Её можно нарезать абсолютно по-разному. Ледовары, которые работают непосредственно с треком, могут нарезать радиус виражей, входов, выходов таким образом, что можно ехать и не узнавать трассу вообще. В любом случае все, кроме китайцев, будут в одинаковых условиях и тут будут решать опыт, профессионализм и скорость действий, умение адаптироваться к той или иной ситуации. Мы это все учитываем.

Как у вас складываются отношения с соперниками вне трассы ? В бобслее они дружеские, или больше похожи на официальные?

Отношения дружеские, общаемся не только на спортивные темы. Мы много времени проводим на тренировочных и соревновательных меропиятиях и в это времени хочется психологически разгружаться. Атмосфера классная, здоровая, нет каких-то взглядов со стороны и исподлобья. С теми же немцами, британцами и канадцами находим общий язык. Да, на трассе бобслей - это соревнование, мужской вид спорта, достаточно брутальный, эмоциональный. А за пределами трека соперники - это обычные ребята, которые любят повеселиться, посмеяться, пошутить друг над другом, вместе время провести.

Немного о "внутренней кухне" бобслейных соревнований. Какое расписание на день у спортсменов нашей команды?

Свободного времени очень мало. В среднем подъем в 7-8 утра, как правило, первая тренировка, обед, работа с техникой. Если есть катательная тренировка - выезд на ней занимает много времени. Режим меняется, потому что последовательность мероприятий меняется. Из того, что есть постоянно: кроме приёмов пищи, раз в три дня ПЦР-тесты, раз в два дня мы катаемся на трассе, каждый день у нас тренировка либо по силовой физической подготовке (штанга в зале), либо по легкоатлетической в манеже. Плюс каждый день работа с техникой, работа с коньками. Весь день мы на ногах, в делах. Отбой часов в 11. Вечером есть час-полтора позвонить домой, пообщаться с родными, да и то, из-за разницы часовых поясов не всегда это удаётся сделать.

Насколько серьезен «коронавирусный контроль» на Кубке мира? На видеотрансляциях видно, как некоторые спортсмены, едва финишировав, сразу надевают маски. Некоторые прямо в масках разминаются.

Масочный режим абсолютно везде - в гостиницах, на трассе, где бы ты ни находился, потому что сейчас ситуация в Европе напряженная. Да, многие даже разминаются в масках - боятся, потому что впереди очень важный старт, никто не хочет лишиться шанса участвовать в нем. После этапов кубка мира нас будут закрывать в специальные так называемые «карантинные пузыри», чтобы болезнь не дошла до нас.

После Санкт-Морица будет ли у вас какая-то пауза для отдыха, или, поскольку Олимпиада вот-вот, тренировки продолжатся?

Нам не разрешают сейчас уехать домой, повидаться с родными, это, я думаю, всё же правильно. Скоро объявят состав на Олимпиаду в Пекин, 17 января подпишут, насколько я осведомлен, списки сборных команд. Кубок мира у нас завершается 16-го, вечером этого дня мы едем в Мюнхен, оттуда в Москву, и сразу же летим в Сочи. Нас закроют на карантин на федеральной базе «Юг-спорт», там будет продолжаться подготовка. Через неделю уедем в Новогорск, там тоже будем готовиться семь дней. Вылет в Китай планируется 30-31 января. Едем раньше, перед Олимпиадой нам дают провести 6 заездов. Надо это время провести с пользой.